Клуб любителей Toyota Prius
12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334 Главная Новости Клуб Контакты Сделать Закладку
 

 
 
 

Как правильно подойти к замене масла в АЛПП.

Этот вопрос имеет большое значение для всех владельцев автомобилей с автоматом. Сложный и серьезный вопрос, требующий незамедлительных действий тогда, когда это может быть уже бесполезным. Если автовладелец понимает, что с коробкой что-то не так, и вспоминает что он ни разу не менял масло – замена вряд ли поможет.

В стандартной коробке передач обычное трансмиссионное масло просто смазывает все шестерни. В автоматической - специальная жидкость работает сразу в нескольких направлениях. И служит смазкой для подшипников, и охлаждает нагревающиеся детали, работает основой для гидротрансформатора и системы управления. Чтобы она выполняла все эти функции безукоризненно, жидкость должна не терять свои свойства в узком диапазоне значений. Незначительный выход характеристик из допустимых рамок – и уже одна из функций АКПП выполняется не правильно. Это сразу становится заметно при движении машины: неожиданные рывки, уменьшение тяги, потом машина совсем еле едет.… Ну, а дальше уже вызов эвакуатора. Надеюсь, вы знаете, что буксировать на стандартной сцепке автомобиль с АКПП нельзя ни в коем случае.

Попробуем этого избежать и разберемся в конструкции нашего «автомата».

Как работает масло в АКПП.

Для начала, небольшое ознакомление с конструкцией современных автоматических коробок. За прошедшие 30-40 лет активного производства, они были очень существенно модернизированы, и управление ими перешло от гидравлики к электронике.

В первых моделях АКПП гидродинамический трансформатор (ГДТ), функционировал вместе с планетарной коробкой, и переключения осуществлялись подачей масла на нужную группу фрикционов или на тормозящую ленту действием пневмогидравлических дозаторов. В общем, такая схема работы никуда не делать.

В коробках и сейчас есть гидродинамический трансформатор, иногда вместо него ставят комплект сцеплений. Так же редукторы могут быть сделаны в виде планетарных конструкций. Некоторые производители, например, Хонда, используют вальные конструкции. Встречаются, и ременные, и цепные вариаторные передачи.

Но по-прежнему, в большинстве случаев, управляющая система направляет давление масла на исполняющие узлы. Давление продуцирует маслонасос, и все та же жидкость охлаждает, смазывает и управляет переключением скоростей.

Наиболее далеки от стандартной системы простые «роботы» имеющие одно сцепление и АКПП Getrag 6DCT250 – в таких коробках масло служит лишь смазкой и охлаждением редукторов самой коробки. Блоки сцепления охлаждаются при помощи воздуха, управляющая система имеет электропривод. Практически во всех других «автоматах» масло выполняет сразу множество функция. Качественно делать это оно может только, имея нужную вязкость и смазывающие характеристики. С течением времени масло теряет эти свойства безвозвратно.

Как масло в коробке ухудшает свое качество?

ATF (automatic transmission fluid) жидкость для автоматических трансмиссий может терять свои свойства просто от времени (срок годности кончается). Но гораздо больше на нее влияет перегрев от активной езды на машине с неочищенным от грязи радиатором. И конечно, масло страдает из-за присутствия в нем микрочастиц от фрикционов и блокировочных накладок гидротрансформатора. Опытные мастера оценивают прозрачность масла, его запах и смазывающие свойства. Оно должно быть относительно прозрачным, без запаха гари и твердых вкраплений.

Даже если по всем этим характеристикам масло в прекрасном состоянии, его качество теряется от времени и пробега автомобиля. Отрабатываются антизадирные и вязкостные присадки, теряет свойства базовое масло. Ко всему этому прилагаются продукты разложения самого масла, абразив от износа АКПП. Кроме фрикционов, накладок ГДТ, туда же сыплют «песочек» изношенные подшипники и редукторы.

И не зря для изготовления фрикционов, производители используют картон, а не твердую и надежную керамику - частицы отработанного картона гораздо меньше разрушают коробку. Но, когда масло действительно долго не меняют, зола, металлические и картонные опилки разъедают огромные рытвины в гидроплитах и клапанах АКПП. Если бы фрикционы делали из твердых материалов – срок эксплуатации коробки был бы совсем смехотворным.

Вы уже поняли: масло ухудшает свои свойства, и от интенсивной эксплуатации, и от времени в нормальных условиях. Менять его надо регулярно, но не все это делают.

Почему многие считают необязательной замену масла в АКПП?

Еще лет двадцать назад почти все производители машин с автоматической коробкой указывали на необходимость менять масло каждые 30000-60000 км. За последние годы коробки сильно эволюционировали, и электронные системы повысили возможности трансмиссии приспосабливаться к различным нагрузкам и меняющимся свойствам масла.

Когда некоторые автогиганты стали использовать такие «продвинутые» АКПП, они заявили, что нет необходимости в замене масла на весь период эксплуатации автомобиля. И первым это сделал старейший европейский автопроизводитель Mercedes-Benz. Потом его примеру последовали другие немецкие бренды Audi и BMW. Mercedes указал на такую возможность для своей собственной разработки, новейшей пятиступенчатой коробки 722.6. Остальные автоконцерны не обладали собственным производством АКПП и заявили, что менять масло не надо на трансмиссиях завода ZF. Но, и BMW, и Mercedes, в инструкциях все-таки писали о необходимости замены масла в случае тяжелой эксплуатации.

Автомобильная промышленность всегда смотрит на флагманов. Этот шаг немецких концернов заметили другие производители и последовали в том же направлении. Интервалы замены трансмиссионных масел подняли почти все автозаводы. Ни чем хорошим это не кончилось. Коробки производства до середины девяностых годов, в которых масло менялось регулярно, служат до сих пор. А некоторые выпущенные немногим позже, масло в которых не менялось по инструкции, приказали долго жить. Это подтверждает тезис, что менять масло надо регулярно, с опережением регламента.

«Набившие шишки» представители немецкой тройки опять прописывают регулярный интервал в инструкции к автомобилю. К примеру, для Mercedes последних выпусков для тех же коробок из серии 722.6, на которых внедряли «вечное» масло, регламентируют первую смену масла по истечении 50000 км или после трех лет эксплуатации. А на новейшей семиступенчатой 722.9, рекомендуют менять масло через 125000 лет или по истечении пяти лет.

Большая часть автодилеров разных марок советуют менять масло каждые 60 – 80 тысяч, независимо от других рекомендаций.

По причине такого большого промежутка между заменами, старое масло очень сильно отличается от свежего. И если даже АКПП в полном порядке, сама замена приводит к ряду проблем. В идеале требуется некоторое время на адаптации коробки к новому маслу. Но если разворачивается негативный сценарий, коробка ломается за короткий срок.

А если все-таки не менять?

Как раз из-за такого большого срока между заменами, его сложно соблюсти. Часто автомобиль успевает сменить хозяина – неясно, с какого пробега начинать отчет. Нередко пробег скручивают при перепродаже, верить устным заверениями не стоит, а сервис-книжка пропала или последние годы ее не заполняли. «Прохлопать» замену может даже дилер. В результате, приобретая исправный автомобиль с АКПП бу, вы не имеете ни малейшего представления, когда же менять масло.

Вы должны четко понять:
Для многих АКПП стандартный промежуток замены масла в условиях российских дорог и темпераменте наших водителей явно завышен.
.
Некоторые автолюбители сами себе доказывают, что они приняли правильное решение – не менять масло. Некоторая правда в этом присутствует. Старая коробка может неплохо работать на отработанном масле с абразивом и ненормированной вязкостью. При заливке более скользкого и жидкого масла с хорошими моющими свойствами, соленоиды и фрикционы уже не будут держать давление, а присадки счистят весь мусор в тончайшие каналы гидроблока. Вместе с этим повысившееся давление выдавит все прокладки. После такого ТО машина отправляется прямиком на сервис для очень дорого ремонта.

Поэтому многие стремятся найти, хоть в каком ни будь руководстве, что масло залито на весь срок. И тогда с чистой совестью «осознанно» не делают замену масла после всех мыслимых интервалов.

Как ни странно АКПП может стойко переносить такое невнимание к себе, работать длительное время и неплохо ездить. И такой «умный» водитель хвастается своим коллегам, как он экономно и разумно поступает. Ни покупал масло, не платил на СТО, время не терял – и все в машине хорошо. А потом он может продать автомобиль следующему владельцу, перед которым вопрос замены масла станет острее. И тут уже нормальное развитие событий очень маловероятно.

Когда правильный интервал для смены масла прошел давным-давно, и АКПП проработала на старой жидкости больше 50000 км, она сломается в любом случае. Хоть вы поедете менять масло, и она сломается на станции, хоть дождетесь, когда она выйдет из строя в самый неподходящий момент.

И большинство выбирают последний вариант. Им остается надеяться, что повезет. Они успеют попользоваться машиной столько, сколько захотят. И как раз, когда ресурс коробки подойдет к концу, они машину продадут. Проблему унаследует новый владелец.

Все-таки меняем!

Хорошо если вся информация про ТО автомобиля досконально прописана, и делали это грамотные специалисты. Еще лучше, когда ATF меняли чаще регламента. Потому что новые коробки пачкают масло из-за постоянного использования блокировок гидродинамического трансформатора. Современные «преселективы», такие как DSG DQ250 и DQ500, эксплуатируют сцепление в масляной ванне. Естественно в жидкость попадают все частицы стирающихся накладок в огромном объеме. А из-за специфики конструкции и низкого давления, фильтры не справляются со всеми мелкими частичками.